Аой-таю. Путь к мечте

Два года и восемь месяцев.
Аой была ещё совсем малышкой, когда мать предложила ей отправиться на работу вместе. В этот день девочку одели в красное кимоно со звонкими колокольчиками на длинных рукавах. Ей сделали белый макияж (осиро), нижнюю губу аккуратно подчеркнули, а на ноги одели новые носочки таби к её маленьким гэта. Она выглядела как маленькая кукла Кимекоми, и очень волновалась, ведь это был её первый день в роли прислужницы-камуро! Она была очень счастлива быть со своей матерью.

Аой еще не знала, что придёт день, и она сама станет таю. И этот первый день, на работе с матерью, определил её последующую жизнь больше, чем какой-либо другой.

День медленно превращался в вечер, и когда пришло время идти на работу, Аой уже устала сидеть в костюме и наблюдать, как наряжается и наносит макияж мать. Но стоило девочке оказаться там, где проводились одзасики, как она забыла обо всех этих неудобствах!

Это было очень старое, похожее на особняк здание, со скрипучими полами и величественными залами, где нежные кленовые листья были вплетены в ширмы. Её любимой стала комната с изображениями зонтиков на стенах. Девочке казалось, что она уже бывала здесь раньше, несколько раз. Но сейчас у Аой совсем не было времени восхищаться красотой мероприятия, потому что ей велели сосредоточиться и постараться всё успевать во время одзасики.

Она должна была сидеть рядом со своей матерью и молчать. Однако время от времени ей нужно было подняться и принести что-нибудь. Или передать клиенту чашку чая либо тарелку сладостей. Поначалу её приходилось периодически одёргивать, но девочка быстро освоилась. Её мать очень гордилась Аой, и та быстро была принята в качестве камуро, ребёнка-помощника Таю.

Прошли годы, и Аой выросла, продолжая заниматься работой камуро. Всю жизнь она была окружена традиционными искусствами, так как её мать была настоящим энтузиастом, и многие аспекты их жизни были связаны с танцами и музыкой. Аой брала уроки пения у матери и училась играть на бива, кото и кокю – инструментах, которые ассоциируются с таю.

Мать Аой когда-то была майко в Гион Кобу, и ей было не привыкать к жестоким тренировкам. Полученные навыки дисциплины она применила и к дочери, обучая её всем формам искусства, каким могла.


После школы Аой всегда была занята традиционным обучением и знала, что её путь предопределён. Но внутри у неё уже зрело новое желание. Одно событие в школе заставило её пересмотреть своё будущее.

Она привыкла к белому макияжу на лице во время своих выступлений как камуро, и чувствовала себя комфортно в этом костюме уже много лет. Но однажды Аой пришлось делать доклад перед классом, и впервые она испытала сильное чувство страха. Она поняла, что ей нужен белый осирой, чтобы выступать перед людьми. И без него она просто не могла произнести ни слова!

Кое-как она пережила тот день. Но этот случай заставил её усомниться в своём желании пойти по стопам матери и стать таю. Так как танцы и пение были для Аой важными занятиями, она всегда мечтала стать идолом (звездой). Но для этого требовалось или создать новый характер или просто заставлять себя. Все усилия казались безнадёжными…

Аой начала думать о том, чтобы стать сэйю, актером озвучивания. Так она смогла бы говорить и петь, не находясь перед людьми. Это был отличный план. Всё, что требовалось – это убедить свою мать.

Цукаса Таю была закалённым ветераном Симабары, но её первые шаги в карюкай были сделаны в легендарном Гион Кобу. Здесь, в Киото, где она родилась, она нашла окию, согласившуюся принять её, лучшую из лучших: Одамото.

Когда девушка получила статус майко, ей дали гэймэй (профессиональный псевдоним) Намико. Она жила и работала, шлифуя свои умения и получая высшее образование элитной майко Киото. Намико изучала ремесло у наилучших, и даже «сменила воротник», чтобы стать гейшей. Но, когда в 23 года срок её контракта истёк, она подумала об уходе из профессии, так как хотела расширить свои познания музыки и танца.

За годы работы в карюкай она познакомилась с влиятельными людьми, одним из которых был глава дома таю Ватигая в квартале Симабара. Он и предложил ей принять новый вызов. Так Намико оставила в прошлом свои дни как гейко и взяла новое имя: Цукаса. Трудясь как таю, она решила поступить в университет Хейан Дзёгакуин, в связи с чем сократила свой рабочее расписание до частичной занятости. Тем не менее, Цукаса оставалась одной из пяти таю дома Ватигая многие годы.

Хотя Цукаса понимала желание дочери стать сэйю (актером озвучивания), она убедила Аой дебютировать в возрасте 12 лет как Фурисоде (ученица) таю. Теперь Аой одевала такие же тяжёлые костюмы, как и её мать, и сопровождала других таю Ватигая в их процессиях. Детали ее прически и форма пояса «бантом» были единственными признаками неопытности: теперь Аой была ученицей таю при полных регалиях.

Её головной убор весил около трёх килограмм, а весь костюм – все тридцать. Аой училась двигаться грациозно и манерно в этом тяжёлом костюме, училась декламировать стихи и при этом развлекать гостей в лёгкой утончённой форме. Узнала, как обучить свою собственную Камуро, как передвигаться на высоких гэта. Все эти занятия занимали её дни, также как икебана, чайная церемония, стрельба из лука и составление благовоний. Однако её любимой дисциплиной оставалось пение, и Аой так и не отказалась от мысли стать сэйю.

Когда школьная подруга предложила организовать J-pop группу, у Аой совсем не было свободного времени… Но она сразу же согласилась. Так Аой стала поп-певицей, исполнив мечту многих японских девочек. Конечно, всё это стало возможными лишь благодаря связям Цукасы.

J-pop приключения Аой оказались успешными: она регулярно выступала на сцене со своей подругой Милки в дуэте AM и даже, через какое-то время, смогла собрать постоянную группу поклонников.

Цукасе, однако, эта затея не очень нравилась. Она никогда особо не интересовалась современной музыкой. Сердце ее принадлежало традиционным искусствам, и она опасалась, что дочь потеряет интерес к культуре таю, которую Цукаса отчаянно пыталась возродить. Но она старалась поддерживать Аой: зачислила её в школу исполнительского мастерства и выполняла все прихоти. Закончив формальное вокальное образование в 20 лет, её дочь вскоре стала получать приглашения работать сэйю в фильмах и аниме, и даже исполнила несколько ролей в драмах и мыльных операх.

Тем временем, повзрослевшая Аой стала понимать, какие жертвы приносит её мать. Она продолжила классы барабана-цузуми и танцев нихон-буё, и продолжила выступать как таю по вечерам. Она всё ещё оставалась частью ежегодного шествия в день памяти Ёсино таю, так как на этом мероприятии требовалось определенное количество таю. Это было одно из тех редких событий, где публика могла увидеть настоящую таю воочию.

Аой делала это ради матери, но так же и для сохранения искусства таю. Она выросла в окружении традиций, и мысль об их исчезновении пугала её. К счастью, фанатам её J-Pop группы понравилось, что Аой так же является таю, и это сильно укрепляло её стремления. Аой каким-то образом смогла совместить современный образ жизни с традиционными искусствами. В своём блоге она обвенчала оба мира, и допустила своих поклонников в таинственный мир Симабара кагай.

Роль Фурисоде-таю была подработкой для Аой в течение многих лет. Её обычный день начинался с занятий в колледже. Затем – посещение классов искусства, и наконец – переодевание в доме таю Ватигая, когда её приглашали на одзасики или публичные мероприятия. Благодаря тому, что таю далеко не так востребованы как майко и гейко, у Аой оставалось немного времени для других занятий, таких как косплей и забота о своих собаках.

Тренировки как таю были центром жизни Аой ещё с детства. И вот теперь, после двадцати, хоть и будучи моложе своих сестёр из Ватигая, она уже была готова стать полноправной таю. Аой вложила много сил в эти тренировки, и теперь была готова посвятить свою жизнь изысканному искусству, отдаться этому миру полностью.

Она и её мать были вовлечены в столько видов традиционных искусств, что девушка уже научилась ценить эти пышные причёски, ради которых пришлось отрастить волосы до бёдер и сохранять их как можно более длинными. Танцы перед зрителями стали её второй натурой, и она забыла страх сцены, который заставил её когда-то переоценить свой жизненный путь. Аой была полна решимости сохранить искусство таю, и это связало её с матерью. Каждую фигуру из 8 шагов (восьмеричный шаг), которую они делали, они делали вместе.

Приближалось время дебюта как таю, Аой становилась старше, и её традиционное образование начало достигать необходимого уровня. Её мать признала, что настало время, чтобы «сменить воротник». Однако, посоветовавшись с владельцами Ватигая, она столкнулась с отрицательным решением.

Эти события разбивали сердце Цукасы, которая учила свою дочь в стенах престижного Ватигая. Что теперь ей делать? Конечно, в квартале Симабара есть и другие действующие окия. Но Ватигая был единственым официально зарегистрированым окия с момента своего открытия 400 лет назад. В этом квартале не было Кэнбана (профсоюза) чтобы зарегистрировать дочь как профессионала. И если Ватигая откажет в регистрации, то у Аой не будет шансов дебютировать как полноправная таю. А о том, чтобы оставаться и дальше безымянной «фурисоде таю», не могло быть и речи.

26 ноября 2014. Храм Симогамо в Киото, одно из мест, включённых во всемирное наследие Юнеско. Какая удивительная обстановка для официального дебюта! И неспроста, ведь мир не видел дебюта настоящей таю уже более 50 лет. Аой была хранителем уже почти исчезнувших традиций, так что место было более, чем подходящее.

Аой исполнилось 28 лет, и теперь она была готова стать настоящей «Таю из Симабара» – кульминация многих лет тренировок и тяжёлого труда. Здесь она отбросила свою личность безымянной Фурисоде, чтобы стать новой таю: Аой таю. Это имя означает «Мальва» и является отсылкой к персонажу Аой-но-Уэ из «Повести о Гэндзи», одной из её любимых историй.

Её мать снова оказала неоценимую поддержку, оплатив дебют – традиция, древняя как сама культура таю. Событие было историческим, и хорошо освещалось в СМИ множеством фотографов и журналистов. Аой отправилась в шествии к храму Симогамо, чтобы помолиться о поддержке и благословении и исполнить специальные танцы. Вся процессия была очень величественной. Достойное событие для такой целеустремлённой и трудолюбивой женщины, как Аой.

Её дебют вызовет много дискуссий и даже раскол в маленьком сообществе Симабара. Как должна вести себя настоящая таю? Кого она должна развлекать, и какой должна быть ценность её кимоно?
Но в тот день эти тучи ещё не показались из-за горизонта. Слишком уж ярко сияла Аой.
Источники: geimaiko.tumblr.com, twitter.com/tukasa3749, перевод geiko.su