Внешность гейши

Гейша (гейко, гейги) — под этим общим названием жителям Запада известны работницы ханамати (в том числе, благодаря документальным фильмам о мире “цветов и ив”). Ориентализм (как литературные произведения и киноленты), внес некоторую неясность в понятие “гейша”. Слово “гейша” широко распространилось по всему миру после Второй мировой войны, и стало клише, бросившим тень на целый профессиональный класс.
У истоков профессии “гейша” стояли своеобразные “конферансье”, развлекавшие гостей во время визитов в чайные дома (очаи). Первопроходцами в этой области были, как ни странно, мужчины — шуты-хоканы, создававшие непринужденную атмосферу на вечеринках благодаря своей находчивости и актерскому таланту.

Вопреки расхожему мнению о работе в “домах терпимости”, настоящие гейши никогда не торговали собой. Занять время гостей и меценатов, ожидавших куртизанок-юдзё, — вот была главная задача этих женщин. Любая работница, уличенная в “двойной регистрации”, противоречащей её основной деятельности, с позором изгонялась из профессии. (Можно было получить лицензию на работу только как гейша или только как юдзё.) Постепенно гейши заменили собой хоканов.

Во второй половине эпохи Эдо — начало Мэйдзи, куртизанки высшего ранга (таю и ойран) потеряли популярность, так как их найм был чрезвычайно дорог и сложен. И пока ойран и таю воплощали живую аристократическую традицию, гейко медленно развивались в направлении “законодательниц мод”, быстро усваивая и преобразуя новейшие веянья и тенденции. По сравнению со своими ученицами — майко и хангёку, гейко и гейши выглядят намного скромнее. Их макияж и профессиональные костюмы не так ярки, украшения не так многочисленны. Также как и майко, гейко носят “обратные декольте”, с отступом от шеи, и не превышающим ширину “одной ладони”.

“Ики” — это особый стиль, выражающейся в утонченном изяществе и приглушенности цвета, это одна из определяющих концепций, которой следует каждая гейко. Совершенно новые: способы завязывания оби и прически, сменяющие друг друга элегантные одежды с отсылками к сезонности и поэтической символике, впервые были замечены на картинах уки-э. Центральными персонажами которых зачастую были именно гейши.

ЭЛЕМЕНТЫ КОСТЮМА:
широко но маэгуми — гребень из черепахового панциря,
маэгами — верхняя часть прически,
широко но когаи — шпилька из черепахового панциря,
широко но йошичо — плоская черепаховая шпилька,
маэзаши — шпилька для височной части прически,
казари канзаши — металлическая часть украшения,
бин — боковая часть прически,
тсуто/табо — затылочная часть прически,
магэ — “хохолок”, пучок волос,
такэнага — бумажный узел, поддерживающий прическу,
ато заши — задняя шпилька,
санго но тама канзаши — шпилька с коралловой бусиной,
курикоши — “заднее”, обратное декольте,
томэсодэ хиккизури — сценическое кимоно с короткими рукавами и подбитым подолом,
оби — широкий пояс.

Источник: tanuki-kimono.tumblr.com, перевод: Марина Литвинова.