Гион Мацури (Киото)

С 1го по 31 июля каждый год в Киото проходит один из трех крупнейших и, пожалуй, самый известный локальный фестиваль в Японии – Киото Гион матсури (祇園祭).
История фестиваля начинается в 869 году. В тот год очередные эпидемии вкупе с землетрясениями и наводнениями выкашивали население японского государства. И 7го июля настоятель храма Ясака с позволения императора предпринял попытку умилостивить гневного бога Гозу Тенноу самыми эффективными на тот момент действиями.

Переносной храм, о-микоши, был пронесен торжественной процессией в сопровождении 66 богато украшенных пик (представлявших 66 провинций японского государства в то время) по улицам Киото от храма Ясака до императорского дворца. Где все 66 пик были омыты водой из дворцового священного пруда (надеюсь, вы помните, что японский император – потомок богини Аматерасу). Проникся ли гневливый Гозу Тенноу просьбой родственника или процессия понравилась, но только череда несчастий прекратилась. С того момента процессию стали повторять регулярно, как только казалось, что Гозу Тенноу опять сильно не в духе.

К концу 10го века, с 970го года, процессия проводилась ежегодно 14го числа шестого лунного месяца. А где-то в веке одиннадцатом копья как оружие были заменены на богато декорированные деревянные тележки с длинным и мощным шпилем наверху, представляющем то, чем они были когда-то – копье, пику. И название – 鉾 хоко (боко) – сохранилось.Ежегодная процессия продолжалась до середины 15го века, когда война Онин (1467-1477) прервала традицию на несколько десятилетий.

Гион матсури был возобновлен в начале 16го века и уже в том виде, в каком продолжается и в наше время. Возобновлен фестиваль был усилиями киотосского купечества и мастерами традиционных ремесел, сильно разбогатевшими к этому времени.
Тележки хоко были дополнены тележками яма, общее количество их сократилось до 32, и весь праздник приобрел оттенок не столько религиозной церемонии, сколько парада тщеславия киотосских купцов: все тележки были богато украшены европейскими и арабскими коврами и гобеленами и живописью старых китайских и японских мастеров, демонстрируя богатство и состоятельность организаторов шествия. За прошедшие пятьсот лет Гион матсури не был отменен практически ни разу, несмотря ни на какие события как внутренней, так и внешней истории.

Самое известное и самое популярное событие фестиваля, которое обычно и привлекает толпы народа как со всей Японии, так и из-за границы, это Ямахоко (Ямабоко) Джюнкоу 山鉾巡行 – парад всех 32х тележек яма и хоко по основным улицам Киото и три дня, предшествующих этому параду (дни эти имеют собственные названия в расписании фестиваля: 14 июля – Йоийоийоияма, 15 июля – Йоийоияма, 16 июля – Йоияма).

В течение трех дней, предшествуюших параду, все тележки яма и хоко доступны для осмотра всеми желающими. Продаются сувениры и амулеты. По вечерам эти улицы закрываются для всех видов транспорта и становятся местом народных гуляний. Именно для прогулок по центру Киото вечерами с 14 по 16 июля местное население закупается юкатами. Ходячая выставка модных в этом сезоне юката и аксессуаров к ним.

17го июля – самый главный день фестиваля. В 9 часов утра торжественной церемонией открытия начинается парад тележек.
После завершения парада в храме Ясака на сцене, расположенной прямо напротив основного здания храма, проводится выступление отдельных участников парада: барабанщиков и других музыкантов, танцоров традиционных танцев, майко-сан и детишек.

Основное отличие Гион матсури от других многочисленных фестивалей в том, что он не был позаимствован простыми людьми у аристократии, как, например, Ханами, Хина-матсури, Танабата и прочие. Этот праздник был придуман простыми японцами для себя. С оглядкой на императорский двор, конечно, но уже по собственному оригинальному сценарию и исполнению. Это живое воплощение духа города, в чем-то – тщеславное самолюбование, в чем-то – забота о согражданах (религиозная составляющая, как защита города и его жителей от несчастий и гнева богов, все еще присутствует!), в чем-то – пополнение собственного кошелька на зеваках и приезжих. В любом случае – это уникальное и неповторимое по яркости красок и впечатлений событие (с) Е. Нисикава