Ики (стиль) гейши

Важным результатом попыток выразить классовые интересы купечества, городских торговцев и ремесленников явилась особая эстетика умышленного принижения ценностей, известной упрощенности и недоговоренное, из которой родилось своеобразное представление об элегантности, лучшим выразителем которой были гейши. Их манера поведения и то, как они одевались, получила название ики — вызывающий и вместе с тем привлекательный стиль, диктовавший философию всей жизни.

Воплощаемый гейшей стиль представлял собой тонкое сочетание противоречивых эстетических элементов; он требовал самого тщательного подбора деталей туалета, манеры поведения и своего вида искусства. Гейша не жалела времени на обдумывание и гармоничное комбинирование всех этих элементов.

источник

Стилю ики были свойственны смелость, необычность и была совершенно чужда безвкусная напыщенность. К примеру, гейши токийского ханамати Фукагава славились своим ики в одежде. Поверх кимоно они носили свободную куртку хаори, напоминавшую мужской пиджак, и тем самым производили впечатление привлекательной женщины в сшитом по фигуре костюме. Этот стиль так слился с их образом, что термином хаори гейши стали называть самостоятельных и гордых женщин с рафинированными манерами, целиком посвятивших себя служению искусству.

Все сказанное о стиле ики так или иначе заключает в себе подтекст чувственности, что и служит причиной его притягательности. Гейши такой подтекст умели обозначать как никто другой: выпустить ненароком тонкую прядь волос в безупречной прическе, дать яркое красное пятно воротничка на черном глухом кимоно, во время паузы в разговоре взять сямисэн и тихо перебрать пальцами струны — такие приемы их стиля составили классику женской обольстительности (с) Лиза Дэлби «Гейша»

В японской гравюре укиё-э существует много жанров, один из них называется “бидзин-га”. Это общее название для картин, изображающих женскую красоту в традиционном искусстве. Бидзин-га – изображения японских красавиц, одетых как правило в кимоно. Японских девушек на картинах бидзин-га называли “ики”. В других языках нет полностью совпадающего с ним по смыслу слова. С натяжкой можно сказать, что “ики” указывает на утонченность, изысканность, элегантность, изящность. Это касалось не только темперамента, но и манер, и внешнего вида. Ики неотделимо от японской культуры периода Эдо.

В период Эдо местом, где ики достигло своего наибольшего расцвета, были районы, где жили и работали юдзё и гейши. Чтобы считаться “ики”, надо было разбираться в искусстве, например, петь песни коута, играть на сямисэне, танцевать. Это было важнее положения в обществе, материального положения и привлекательной внешности.

Понятие ики очень сложно объяснить в рамках западных традиций. В основе ики три основных принципа – “хари”, “битай” и “акануке”. Хари – дух. Девушка должна быть одновременно бескомпромиcсной и уравновешенной, сдержанной и смелой, традиционной и нестандартной. Тогда загадка, таящаяся в ней, будет сводить мужчин с ума. Битай – кокетство или шарм. Это флирт со сдержанным эротизмом, никогда не переходящий границу умеренности. Это очарование без распутства. Акануке – утонченность манер, шик и стиль – скромный и непритязательный. Идеальная красота должна быть сдержанна, но совершенна (с) edo-tokyo.livejournal.com