Искусство КооДоо: Путь аромата

Ко:до: (香道) – искусство составления благовоний, вместе с чайной церемонией и аранжировкой цветов исторически составляет «три главных искусства Японии». Если в российском и мировом востоковедении искусство чая и икэбана изучено достаточно хорошо, то относительно искусства благовоний серьезные исследования практически полностью отсутствуют.

Между тем история ко:до: как искусства составления благовоний и эстетического отношения к ним насчитывает в Японии более тысячи лет. Среди многих видов традиционных утонченных развлечений трудно найти в духовной культуре Японии что-либо более рафинированное и изысканное, чем этот вид времяпрепровождения, возведенный в ранг высокого искусства.

На гравюре Нисикава Сукенобу прекрасные юдзё развлекают себя ароматами.

Искусство ко:до: сформировалось на основе наблюдения за неотъемлемыми свойствами ароматических деревьев, в результате чего сложилась особая утонченная система «слушания ароматов», была выработана совершенная техника и придумана масса специального инструментария, обладающего высокой художественностью. Постепенно складывалась целая система ароматических веществ, «ответственных» за ту или иную сферу применения и обладающих целым шлейфом ассоциаций в восточной культуре.

В эпоху Эдо (1603-1867) принципы этой классификации получили свое дальнейшее теоретическое обоснование в трудах последователей дзэн-буддизма, которые описывали различные сакральные церемонии с использованием ритуальных возжиганий специальных благовоний, в том числе продолговатых ароматических палочек определенной длины (для отсчета времени).

Подсчет времени работы гейш изначально вели с помощью ароматических палочек, сгоравших за определенный период. Когда гейша собиралась уходить с банкета, хозяйка подсчитывала огарки от палочек и вписывала их в счет человека, который пригласил эту гейшу.

Со времени начала использования благовоний в ритуальных буддийских практиках постепенно была разработана целая система оценивания достоинств и сферы применения того или иного аромата. Через этапы, связанные с использованием благовоний для жертвоприношений и для окуривания помещений и одежды в санитарно-гигиенических целях, популяризация искусства ко:до: стала постепенно происходить через игровую практику. Оно стало активно развиваться в русле таких традиционных развлечений хэйанской аристократии, как различные турниры, связанные с понятием моно-авасэ («сопоставление вещей»), когда аналогичные вещи и предметы сравнивались между собой по определенным критериям.

По аналогии с поэтическими турнирами, цветочными состязаниями, развлечениями «сложение раковинок моллюсков» и другими интеллектуальными состязаниями было изобретено новое развлечение такимоно-авасэ («сопоставление возжигаемых предметов»), считающееся одним из состязаний ко:-авасэ («сопоставление ароматов»). В состязаниях такимоно-авасэ возжигались благовония, приготовленные из различных видов ароматических веществ.

С эпохи Камакура (1185-1333) по аналогии с чайными соревнованиями стали проводить состязания по отгадыванию ароматов. Участники таких встреч зачастую готовили два или более видов благовоний, располагали их на татами, делились на две команды и поочередно возжигали заготовленные образцы. При этом кроме достоинства ароматов и вкусовых качеств самой композиции необычайно высоко ценилось умение подобрать ей подходящее название, связанное со старинными литературными произведениями, со знаменитыми преданиями или стихами в жанре вака.

В настоящее время составление благовоний окончательно превратилось в один из видов изысканного и элитарного искусства, секреты которого дано постичь лишь избранным, однако на уровне массового потребителя по-прежнему остаются популярными ароматические масла и сухие смеси, используемые как в быту, так и в практической ароматерапии.

Подробнее о ко:до: на странице источника Е. Э. Войтишек, Я. А. Никитина, Искусство Ко:До: (Путь Аромата) в традиционной и современной культуре досуга Японии