Какими были гейши

Слово «гейша», что буквально означает «артист», со второй половины восемнадцатого века вошло составным компонентом в целый ряд понятий, обозначающих род занятий для женщин в сфере развлечения и обслуживания:
сиро-гейша (белая) означает женщину, которая просто выступает перед публикой, в отличие от короби-гейши, которая «кувыркается»; кидо-гейша (ворота) стояла при входе в помещение, где происходит представление, и зазывала зрителей игрой на сямисэне, а дзёро-гейша (проститутка), надо понимать, занималась совсем иным делом.

Примерно в 70-е годы восемнадцатого столетия молодые танцовщицы (одорико) в феодальных городах стали называться мати-гейшами (городская гейша), в отличие от гейш, которые появились в кварталах разрешенной проституции тех городов, где это ремесло получило особо широкое распространение. Мати-гейши в свою очередь получили свои клички, одна из них “нэко” (кошечка), словечко, в написании которого присутствует значение всего того приятного и наоборот, что можно получить от уличной «кошечки».

На гравюре: клиент в окружении прекрасных гейш, Кунисада Утагава.Гейшам, работавшим в кварталах проституции, запрещалось спать с посетителями юдзё (проституток). В 1779 году ремесло гейши было объявлено самостоятельной женской профессией, для разработки правил которой и наблюдением за тем, как эти правила соблюдались, было образовано специальное учреждение — Кэнбан. Гейши не могли носить слишком яркие кимоно, навешивать на себя драгоценности и украшать прическу гребнями и заколками. Им нельзя было садиться рядом с гостями, нельзя было предлагать себя в качестве юдзё любым другим способом. Если юдзё обвиняла гейшу в том, что она сманила у нее клиента, Кэнбан должен был провести расследование. В случае доказанной виновности гейши ее могли отлучить от дела на некоторое время, а то и навсегда.

Статус мати-гейши был менее четким. Среди них были такие, которые могли «даровать подушку», и такие, которые делать этого не смели. Вопрос о ремесле гейш и проституции всегда был основательно запутан. Во всяком случае, феодальные правители видели его именно таким и многократно предпринимали серьезные административные меры, чтобы между двумя видами женской профессии соблюдалось различие. Частое обращение к законодательству в этой сфере показывает, что сделать это было не так легко. В то же время в 1957 году официальная проституция в Японии была отменена, но гейш тогда не тронули. Это ли не лучшее свидетельство того, что по своей сути, в самом истинном и лучшем значении слова, гейши проститутками считаться не могут (с) Лиза Дэлби «Гейша»
Добавлю еще про онсэн-гейш: эти женщины тоже называются “гейши”, они поют, танцуют и беседуют с клиентами. Но также их услуги могут включать и проституцию.