Увеселительницы сирабёси

Задолго до гейш, еще одна разновидность этой профессии появилась на стыке эпох Хэйан и Камакура (XII век). Тогда страна переживала трудные времена, власть переходила от аристократии к воинскому сословию самураев. Юным отпрыскам обнищавших благородных фамилий не оставалось ничего иного, как собственными силами обеспечивать себе жизнь и пропитание. Высокообразованные девушки, бывшие аристократки, знакомые с музыкой, поэзией, изящными манерами, вынуждены были увеселять мужчин, развлекая мужские вечеринки. Таких девушек называли “сирабёси” (белый ритм) по названию старого танца, который женщины исполняли, переодевшись в мужские костюмы.

Традиционно сирабёси сильно белили лица и шею, брови рисовались высоко на лбу. Прическа была крайне простой: длинные (иногда до пят) волосы завязывались в низкий хвост.
Песни сирабёси в большой степени базировались на религиозных песнопениях. Они обычно были медленными и ритмичными, большую роль играли слова. Также они исполняли песни имаё. Аккомпанементом служили барабан и флейта.

Костюм сирабёси включал:
* шапку тате-эбоси
* красные хакама (чаще – нагабакама).
* суйкан (судя по иллюстрациям и фотографиям – чаще всего “цвета вишни” – белый на красной подкладке, смотрится розовым).
* меч
* веер kawahori

Их поддерживали влиятельные семьи, например, Фудживара и Таира. Нередко, они производили на свет знатных детей. Наиболее известными сирабёси, про которых до сих пор слагают легенды, были Леди Сидзука, любовница Минамото но Ёсицунэ (1159 – 1189), и Камагику, любовница-фаворитка отрекшегося от престола императора Го-Тоба (1189 – 1239) (источник: heian-rpg.narod.ru)

На фото: майко Канока (Гион-хигаси) в роли Леди Сидзуки на фестивале Дзидай мацури (Праздник эпох), фото: CLF, Flickr